Для взыскателей прозвенел звонок

Приставы пытаются защитить должников от банков и МФО

02.02.2018

Федеральная служба судебных приставов (ФССП) обратилась в Банк России с просьбой пресечь практику заключения кредиторами соглашений, заранее устанавливающих частоту взаимодействия с должником. По мнению ФССП, это нарушает закон о взыскании долгов физлиц, а служба не обладает полномочиями, достаточными для эффективного воздействия на банки и микрофинансовые организации (МФО). В ЦБ готовы к взаимодействию, хотя и не считают проблему масштабной. Юристы подтверждают недостаточность полномочий приставов, а позицию Банка России называют излишне пассивной.

Взыскатели готовят единый стандарт передачи данных должников

В МФО не отрицают наличия соглашений, но с позицией ФССП не согласны. В пресс-службе «Вэббанкира» пояснили, что руководствуются положениями Гражданского кодекса и мировой правовой практикой, согласно которым должником считается лицо, у которого есть обязательства. «В данном случае они появляются, как только человек получил заем,— уточнили там.— При этом соглашение с должником о частоте взаимодействия у нас вступает в силу лишь с момента образования просроченной задолженности». «Мы считаем, что наши соглашения о взаимодействии с заемщиками по форме и духу соответствуют 230-ФЗ и Гражданскому кодексу»,— говорит гендиректор «Мигкредита» Олег Гришин.

В пресс-службе ЦБ пока не получили письмо ФССП. «Банк России готов содержательно обсудить поднимаемые в письме вопросы после его изучения»,— заверили там. В ЦБ уточнили, что на этих основаниях получают лишь единичные жалобы.

Но, добавили в Банке России, 230-ФЗ предусматривает лишь возможность заключения соглашения. Заемщик вправе отказаться, что, в свою очередь, не должно повлиять на заключение кредитного договора (договора займа). Также заемщик вправе в любой момент, в том числе до возникновения просрочки, отказаться от исполнения соглашения.

Кредиторы же обязаны соблюдать установленные профильным законом принципы разумности и добросовестности при определении частоты взаимодействия с должником, а положения соглашения должны однозначно определять частоту взаимодействия. «Банк России в ходе контрольно-надзорных мероприятий рекомендует финансовым организациям при взаимодействии с потребителем услуг максимально полно информировать клиента обо всех условиях и возможностях, а также последствиях подписания тех или иных соглашений»,— подчеркнули в пресс-службе ЦБ.

По словам экспертов, основная проблема состоит в том, что у ФССП нет полномочий для эффективного воздействия на кредиторов. «Штраф в 50 тыс. руб. не может стимулировать кредиторов на прекращение такой практики»,— уверен партнер юридической компании «Юрпартнеръ» Александр Федоров. ЦБ, добавляет он, со своей стороны может применять меры вплоть до лишения лицензии на право заниматься определенной деятельностью, но «пока этого почему-то не делает».

Светлана Самусева

Источник: kommersant.ru

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.